Символы писанок. Символика славянской писанки. Существуют разные виды таких яиц

Символика писанок. Что означают узоры на писанках? Все мы уже знаем, что писанки — это зашифрованные послания. Давайте вместе попробуем прочесть, что писали на писанках друг другу наши предки славяне.

Самые древние мотивы, которые встречаются на глиняной посуде, керамических писанках – это линии, круги, кресты, ромбы, квадраты, точки. Одним из древнейших мотивов считается ромбический меандровый рисунок, который был в позднепалеотическом искусстве символом мамонта-блага (отображает рисунок дентина на срезе бивня этого животного).Образец такого рисунка можно увидеть на найденном костяном браслете из Мезенской стоянки на Черниговщине (18-20 тысяч лет до нашей эры. Рис. 1).

При выборе рисунков для писанок, отдавали предпочтение земледельческим мотивам, обычаям и обрядам почитания земли, небесных светил, воды. Орнаменты писанок связаны с местной природой, мифологией. Звёзды, кресты, Солнце, которые нынче щедро украшают писанки, имеют конкретное значение, у разных народов символизируют счастье, достаток, добрую примету. Солнце рисуют в виде круга, свастики, розы, звезду – в виде лучей, воду – в виде волн.

Давайте более подробно рассмотрим символы, что изображаются на писанках.

Рис.2 – мотив «безконечник». Среди разнообразия орнаментов украинских писанок особое место занимает необычайно своеобразный элемент в виде волнообразной полосы. Он называется «безконечник»и очень распространён в писанках Гуцульщины, Буковины, Волыни, Херсонщины, Полтавщины. Анализ орнаментов современного народного искусства Украины и археологических памятников ясно показывает, что волнистый орнамент «безконечник» наши современные мастера унаследовалииз далёкой древности и что он происходит от искусства Трипольской культуры – периода неолита. Учитывая то, что «безконечник» в памятниках искусства Трипольской культуры был широко распространён намного раньше, чем его обнаружили в памятниках культуры древней Греции, можно сделать вывод, что за основу знаменитого меандра Эллады греческие мастера позаимствовали стилизованное изображение моря от наших пращуров. Это, кстати, подтверждает то, что именно арийские народы при своём переселении на юг, положили начало культуре народов средиземноморья. Другие названия – «волна», «ужик», «меандр», «кривулька». Он символизирует нить жизни, вечность солнечного движения. «Безконечник» на писанке не имеет ни начала, ни конца, значит зло, которое попадёт в дом и в эту ловушку, не сможет выйти из неё и никогда больше не будет беспокоить хозяина писанки. Разновидности украинского меандра:

1, 2, 3, 4 – Гуцульщина.

5 – Северная Буковина

6 – Закарпатье,

7 – Волынь

8 – Херсонщина

9 – древнегреческий меандр.

Рис 3 – «Ромб». Это символ плодородия, общий символ женского начала в природе.

Рис 4 – «Квадрат», разделённый на части с точками был символом засеянного поля. «Горошек» – точки, символизировал зерно, которое должно прорасти, или звёзды на небе, или кукушкино яйцо – символ весны. В христианстве точки стали символом слёз Матери Божьей.

Рис. 5 – «Треугольник». Очень интересным примером использования мотива «треугольник» есть Писанка, которая называется «сорок клиньев» и должна состояить из сорока восьми треугольников. В древности каждый треугольник предназначался для исполнения одного желания. Треугольник так же означает три измерения, три явления природы – огонь- вода- воздух, гром-вода-земля, небо-земля пекло, Явь-Навь-Правь, Мужчина-Женщина-Ребёнок. В христианстве «сорок клиньев» стали символом сорока дней поста, сорока мучеников, или сорока дней пребывания Иисуса в пустыне, а треугольник символизирует Святую Троицу.

Рис. 6. – Лестница. Символ поиска лучшей жизни

Рис. 7 – Решето. Символ разъединения добра и зла.

Рис. 8 – Колесо, круг. Это символ безсмертия, которое проявляется в природе непрерывным повторением циклов возрождения жизни.

Рис. 9 – Символы Солнца. Наиболее распространённая и разнообразная группа знаков – это солярные, древние космогонические знаки, которые изображают набесные светила, прежде всего Солнце. Солнце – вечный источник тепла, наибольшая сила, которая побеждает холод зимы и возвращает всему живому весеннее пробуждение. Движение Солнца изображают спиралями (рис. 9-1). Этот знак появился на жертвенниках 10 тысяч лет назад. Он так же является знаком плодородия. В представлениях наших предков спираль была знаком Вселенной, а на земле – знаком змеи, которая жила возле воды и была её хранительницей. Солнце изображается различными знаками (Рис. 9-2) Очень часто Солнце изображается в виде розы (Рис. 9-3) Роза бывает «полная», «пустая», «шелудивая», «торчащая», «боковая», «усечённая», «лапатая», и др. Ещё одним знаком высшего божества наших предков была свастика (Рис. 9-4). Другие названия этого знака – «четыреног», «сварга», «ломаный крест». Свастика – это символ святого огня, охранный знак от злых духов, символ Вселенной, знак четырёх сторон света, четырёх ветров, четырёх времён года. Если свастики закруглённые, то они называются «бараньими рожками», «паучками», «круторогами», «гусиные шейки», «баранчики».

Свастика встречается на древних памятниках всех индоевропейских народов. Её нашли у монгольских народов, у финикийцев, этрусков, финнов, у галлов и германцев, у римлян в 3-м столетии нашей Эры. Это излюбленный символ древних Ариев.

Разновидностью свастики является «трирог» (Рис. 9-5) Три крючка «трирога» расположены под углом 120 градусов. Другие названия этого знака – «треног», «трикветр», «рута», «ореховый лист», «пауки», «крутороги». Это знак известен из Трипольской культуры и, как и треугольник, символизирует какую-нибудь троицу.

Крест найден как украшение на глиняных сосудах на островах Эгейского моря (10 век до н.э.) Чаще всего встречается «греческий крест» – четыре равные конца. (Рис. 9-6), иногда «латинский» – с удлиненным нижним концом. (Рис. 9-7)

Рис.10. Ещё один древнейший символ, который используется на писанках, это Богиня-Берегиня – символ жизни и плодородия, матери всего живущего. Она изображается, как женщина во весь рост с поднятыми вверх руками. Её изображают в окружении цветущей растительности, рыб, звёзд. Часто в одной руке она держит ветку дерева, а в другой – лучистое Солнце.

Рис. 11. Дерево Жизни. Одним из самых популярных растительных мотивов является цветущее растение в вазоне, или дерево, которое символизирует жизнь. Дерево Жизни воплощает прошлое, настоящее и будущее, (Навь, Правь, Явь). Симметрия Мирового Дерева Жизни означала установление связей между частями света, в небесной, земной и подземной сферах, уничтожение хаоса.

Рис. 12. Растительные мотивы. Они широко использовались на писанках. Изображались растения полностью, или их части (листья, цветы, ветки). Дубовый (Рис 12-1) калиновый (Рис 12-2) лист символизировали огромную силу и неумирающую красоту.

Дуб – священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни.

Калина – дерево нашего, украинского рода. Когда-то, в глубокой древности, она олицетворяла перерождение Вселенной, огненной троицей – Солнцем, Месяцем и Звездой. Потому и название её идёт от древнего названия Солнца – Коло. Ягоды калины стали символом крови и не умирающего Рода.

Вишня – символ девичьей красы, помогала привлечь любовь.

На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку смереки (Рис. 12-3) – символ вечной юности и жизни.

Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и верную любовь.

Орнамент из Яблочек и слив приносил мудрость и здоровье.

Хмель символизирует расцвет молодости и молодую любовь.

Изображались так же мальвы, барвинок, ландыши, подсолнухи, тюльпаны, гвоздики, сосна, фиалки, рута, венки из барвинка, ореха, листья. (Рис. 12-4, 12-5).

Рис. 13. Животные мотивы не такие популярные, как растительные, но их всё-таки встречаем. И это свидетельство того, что наши предки-славяне были вегетарианцами и не употребляли мяса. Животные в их жизни занимали гораздо меньшее место, чем растения. Это петух, рак, пчела, рыба, кони, овцы, олени, пауки, улитки. Чаще всего писанкарки рисуют их абстрактно, иногда только части животных: утиные лапки, бараньи рожки (Рис. 13-1), куриные лапки, гусиные лапки, воловье око, заячьи зубы, медвежьи лапки.

Определённое место в украинском бытовом искусстве занимает изображение коня. (Рис. 13-2). Он связан с культом Солнца. Священный конь двигал Солнце по небу.

Рыба (Рис 13-3) – символ здоровья, знак воды, плодородия, старинный украинский символ жизни и смерти. С рыбой связан потусторонний мир, тот, куда уходят души наших предков.

Олень (Рис. 13-4) представлял собой долгую жизнь и богатство, а его рога ассоциировались с лучами восходящего Солнца.

Птицы (Рис 13-5) считались предвестниками весны

Пчела символизирует чистоту души, бабочка являет собой радость, беззаботное детство, переход души в вечную счастливую жизнь.

Паук – символ настойчивости, терпения.

Рис 14. Ещё одна интересная группа писанок – писанки с бытовыми мотивами в орнаменте. На таких писанках изображаются грабли, гребешки (Рис 14-1), топоры, зонтики, люлька, «волчьи зубы» – деталь ткацкого верстака на Подолье, лодочки, ботинки, скрипка, мотовило. Мотив «Грабельки и «гребешки» является охранным знаком от злых сил, от смерти. Грабельки с точками – защита от бури.

С приходом христианства появились писанки с религиозной тематикой. Наиболее распространены писанки с крестом, хотя крест является древним знаком Солнца. Чаще всего рисуют четырёхлучевой равносторонний крест с утолщениями на концах. Встречаются писанки «плащаница», «церковка», «звон», «поповые ризы», «божья ручка», «воскресная» и т.д.

Символика цветов.

Красный – радость, жизнь, надежда, любовь, для молодых – надежда на свадьбу.

Желтый – символ Месяца и звёзд, а в хозяйстве – урожай.

Голубой – небо, воздух, магическое значении – здоровье.

Бронзовка – олицетворяет землю, дары полей.

Сочетание нескольких цветов – семейное счастье, мир, любовь, успех и т.д.

Зелёный – весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира.

Белый+чёрный – символ земли, плодородия.

"Обволокусь оболоками, опояшусь утренней зарей, огорожусь месяцем, покроюсь солнцем, обтычусь частыми звездами, - такова писанка... Она становилась олицетворением красоты и гармонии, незыблемого закона мироздания."
"ПИСАНКА: 300 ОБРАЗЦОВ"

Для приготовления Красного Яйца вам понадобятся:
- свежие куриные яйца без дефектов на скорлупе,
- чистый пчелиный воск, свечи восковые церковные, а также парафиновые хозяйственные,
- краски,
- салфетки,
- мягкий простой карандаш,
- столовый уксус,
- кистки, специальные инструменты для росписи воском.

Подготовка яиц к росписи.
Скорлупа яйца должна быть ровная, матовая, а вот выберете вы белую или палевую - это уже дело вкуса. Больше всего подходит куриное яйцо среднего размера, при этом желательно, чтобы оба конца яйца были приблизительно одинаково закруглены. Мыть яйца для писанок следует очень бережно, в мягкой теплой воде. После мытья разложите их на полотенце, чтобы просохли.
Расписывать и красить можно как вареные, так и сырые яйца.
Варить яйца следует так: чистые яйца бережно сложите в кастрюлю, залейте вровень с ними водой, добавьте соли (1 столовую ложку на 2 литра воды) и доведите до кипения. Затем аккуратно извлеките из кипятка и разложите на полотенце - пусть остывают.
Мастера писанок часто рекомендуют перед крашением замачивать куриные яйца в воде с добавлением уксуса. Капля уксуса не помешает, если вы работаете с перепелиным, утиным или гусиным яйцом, но куриной скорлупке уксус противопоказан.
Расписывать можно не только полное, но и выдутое яйцо. Обмакните бумажку в белок и заклейте оба конца. Проколите дырочки и высверлите их до миллиметрового диаметра. После этого с помощью соломинки выдуйте яйцо. Можно выдуть яйцо и с помощью медицинского шприца: медленно вводите в яйцо воздух; белок и желток потекут вниз по игле. Бумажку можно отклеить, пустые скорлупки промыть и просушить.

Краски
Для крашения яиц применяются природные, пищевые или анилиновые красители. Сырьем для получения растительных красок могут быть цветы, листья, шелуха зерен, кора, корни, а также ягоды.
- желтая краска различных оттенков извлекается из коры молодой дикой яблони, побегов тополя, березовых листьев, корня крапивы, гречневой половы, луковой шелухи, цветков дикой бузины, ромашки, молочая, горицвета, купавок, шафрана, крокуса, зверобоя, желтых цветков луковичного растения сон;
- синяя, голубая или фиолетовая - из шелухи черных зерен подсолнуха, сережек тополя, цветков мальвы, синих цветков растения сон, подснежников, ягод черники и бузины;
- зеленая - из сочетания желтой и синей красок, а также из мха, коры крушины, ясеня, листьев ландыша, примулы, крапивы, зелени ржи и пшеницы;
- красная - из щепок сандала, ягод черемухи, цветков и семян зверобоя, а также из засушенных самочек польской кошенили (насекомого из семейства червецов);
- нежно-розовая - из цветков иван-чая узколистного;
- коричневая - из коры яблони, дуба, крушины, еловых шишек, луковой шелухи, листьев грецкого ореха или конского каштана;
- черная - из молодых листьев черноклена, коры ольхи, синего сандала.
Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору - только весной, когда деревце "плачет", цветы - в начале цветения, а листья - совсем молоденькими. Чтобы зелье не потеряло краску, сушить его полагается только в тени, а хранить - в плотно закрытой таре в сухом темном месте. Красящие ягоды можно заморозить.
Для приготовления красок вам понадобятся также:
- глиняная или эмалированная посуда,
- талая или дождевая вода,
- алюмокалиевые квасцы.
Сырье заливаем холодной водой, 5-6 часов настаиваем, а затем кипятим на тихом огне: кору - три часа, листья минут сорок, цветы - полчаса. На 100 граммов сухого сырья - 1 литр талой воды. Отвар процеживаем и добавляем чайную ложку квасцов. Краска готова. Крашение яиц в природных красителях длится от 10 минут до 14 часов. Занятие это кропотливое, но искупается целебностью природных красок. К тому же они прочнее, роднее и смотрятся во сто крат богаче любых искусственных красителей. Пищевые красители следует разводить согласно указаниям заводской инструкции.
Анилиновые красители выпускаются в виде порошка или таблеток, продаются в хозяйственных магазинах. Нужно покупать те из них, что предназначены для домашнего крашения изделий из шерсти. Приготовьте концентрат согласно указаниям инструкции. Пол-литра концентрата разделите на три части, разлейте в стеклянные банки, в каждую из трех частей добавьте 150-200 граммов кипяченой воды и 2 столовые ложки 9-процентного уксуса. При желании в первые две части можно добавить немного краски другого цвета, чтобы получить широкую гамму оттенков. Но употреблять в пищу такое яйцо нельзя.

Крашение
Яйцо кладется на пластмассовую ложку и окунается в краску.

Краска содержит кислоту, и если яйцо помокнет в пищевой краске более пяти минут, а в анилиновой - более трех, кальций в верхнем слое скорлупы будет нарушен, яйцо покрасится неровно и будет безнадежно испорчено. Покрасив одно яйцо, извлеките его из краски, бережно промокните мягкой салфеткой и принимайтесь красить другое. Есть пищевые красители, в которых яйца окрашиваются только во время варки. Они годятся для приготовления однотонных крашенок. Разноцветье крашенок и писанок достигается послойным нанесением красок на яйцо и обязательным предварительным резервированием каждого цвета воском. Это известный метод батика. Завершив роспись и крашение, воск на яйце нужно растопить над пламенем свечи или в духовке, а затем снять его со скорлупки салфеткой.

Анилиновые или пищевые красители перед применением необходимо подогревать на водяной бане. Краска должна быть теплой, но не горячей, иначе воск преждевременно растает. По этой же причине писанку или батикованную крашенку нельзя варить в пищевой или анилиновой краске. Исключение составляют природные красители. Расписанные воском яйца можно выдержать в растительном красильном растворе до полного крашения, а затем отварить их в этой же краске. Готовые писанки извлеките из горячей краски и снимите салфеткой воск со скорлупы.

Крашение всегда начинается со светлых тонов и завершается темными. Традиционные цвета орнаментов писанок: белый, желтый, красный и черный. Но вместо черной подчас применялась коричневая, зеленая или фиолетовая краска, вместо красной - лиловая. Писанка, расписанная с нарушением цветовой символики, называлась в народе малеванкой. На крашенках допускалось наличие зеленого цвета. Были даже однотонные зеленые, троицкие, крашенки. Если на зеленую краску нанести красную, то яйцо станет рыжим.

Краска "не красит", если она холодная, или испарился уксус, или яйцо несвежее, или курочку плохо кормили; а еще - если мастерица оставила на скорлупе жирные пятна. Берегите руки. Не жалейте салфеток. После приготовления каждой писанки придется мыть руки с мылом. Смазывать их кремом нельзя, чтобы не испачкать жиром скорлупку. Выход есть: расписываем воском по белому полю все тридцать яиц, затем красим их по одному в желтой краске, опять расписываем - красим в красный цвет и т. д. Руки придется помыть только в конце работы. Если ладони у вас влажные , при росписи держите яйцо в салфетке. Выдутое яйцо не тонет в краске, нужно взять глубокую ложку. Прежде чем красить выдутое яйцо, не забудьте воском заклеить отверстия, иначе краска попадет внутрь скорлупы. И еще: если в семье есть маленькие дети, постарайтесь обойтись без анилиновых красителей.

Салфетки
При исполнении писанки салфетки требуются белые. Бумажными салфетками хорошо промокать окрашенное яйцо, но снимать растопленный воск со скорлупы все же лучше тканью. Хорошо, если есть хлопчатобумажная ветошь: старые простыни, трикотажное полотно. Пропитанная воском полотняная салфетка впоследствии не снимает воск с яйца полностью, а полирует скорлупу, оставляя узор под тоненькой восковой пленкой, и тогда нет необходимости покрывать писанку-сувенир лаком, который, хотя и защищает краску и немного укрепляет скорлупу, но лишает писанку естественности.

Воск и парафин
Для защиты цвета лучше всего использовать чистый пчелиный воск. Приобрести его можно у пчеловодов, на рынке и в магазинах, торгующих медом. Если вы купили воск и не уверены в том, что он достаточно хорошо профильтрован, растопите его в кастрюле на умеренном огне и процедите через частое сито. В горячий воск можно добавить немножко сухой пищевой краски темного цвета. При росписи окрашенный воск хорошо виден на скорлупе яйца.

Парафиновые линии не так хорошо держатся, как восковые; в процессе работы они могут разрушиться. Парафин незаменим, если необходимо резервировать большие участки яйца, при выдувании сырой писанки, а также для укрепления скорлупы. Готовую сырую писанку, прежде окунают в расплавленный парафин и только тогда просверливают в скорлупе отверстия и выдувают содержимое яйца. Укрепляют выдутую писанку изнутри следующим образом: с помощью стеклянного медицинского шприца вводят в писанку 5 кубиков горячего парафина, после чего яйцо вращают в руках до тех пор, пока оно не остынет. При этом парафин обволакивает скорлупу пленкой. Таким же образом можно укрепить скорлупу и с помощью клея ПВА с той лишь разницей, что после обволакивания скорлупы клеем внутрь яйца насыпают просеянные опилки. Парафиновые свечи должны быть чисто белыми, не иметь запаха. Тоненькие восковые свечи необходимы для нанесения на скорлупку яйца крапинок.

Карандаш
Начинающий мастер при исполнении писанки прежде мягким простым карандашом наносит на яйцо узор и лишь затем покрывает этот узор воском. Если карандаш будет твердым, то на готовой писанке останется его след.

Кистки
Нанести воск на яйцо можно булавкой, спичкой, соломинкой, шляпкой гвоздика, горящей свечкой, гусиным пером, стальным плакатным пером и, конечно же, кисткой самодельной или заводской работы. Самодельная кистка представляет собой свернутую из фольги воронкообразную трубочку длиной 1 - 1,5 см. Трубочка крепится с помощью пакли или тонкой медной проволочки на деревянном держачке диаметром 8 мм, длиной 10-12 см. Таких кисток должно быть несколько. Во время работы их нужно макать в растопленный воск. Пока одной пишете, остальные ждут своей очереди в горячем воске. Превосходны кистки, выточенные из латуни, пишущий кончик которых имеет отверстие, размещенное строго по центру. Толщина линий рисунка зависит от диаметра пишущего кончика и диаметра его отверстия. Желательно иметь набор кисток для жирных, тонких и средних линий. Как пользоваться такой кисткой: нагрейте головку кистки на открытом огне (свечи, лампадки, газовой горелки) и заполните ее воском. Во избежание кляксы салфеткой снимите с корпуса кистки лишний воск и принимайтесь расписывать яйцо.

Ваш инструмент не пишет, если:
- неправильно держите и яйцо и кистку. Возьмите яйцо в левую руку, а кистку в правую. Локти прижмите к туловищу. Пишущей руке нужна опора, иначе она будет дрожать. Мизинцем правой руки обопритесь о поверхность яйца. Пальцами левой руки вращайте яйцо на себя, а линии ведите - от себя, стараясь по возможности не менять положения пишущей руки;
- остыл воск. Подогрейте головку кистки, не погружая носик в огонь;
- закончился воск. Заполните кистку воском;
- засорилась кистка. Подогрейте головку кистки и прочистьте отверстие тоненькой проволочкой;
- образовалась воздушная пробка. Удалите ее, проколов пузырек той же проволокой; - носик кистки сильно прижат к поверхности яйца. Снимите напряжение с пишущей руки;
- ваша кистка побывала в чужих руках. Виною тому - чужой почерк.
Важное правило: во избежание ожогов, нагревая кистку, не погружайте держачок в огонь и не доводите воск до кипения. После работы удалять из кисток оставшийся воск не нужно.

КРАШЕНКА

Подогрейте пищевые краски на водяной бане. На тихом огне отварите яйца и остудите их. Зажгите тоненькую восковую свечу и покройте яйцо горячими капельками воска. Не забывайте вращать яйцо и следите, чтобы капельки не растекались.
Покрасьте яйцо в желтый цвет и снова покройте его капельками воска, и затем искупайте в алой краске. Промокните, покройте капельками воска, после чего перекрасьте в желтый цвет и окуните в зеленую краску. На зеленую скорлупку тоже накапайте воска и покрасьте вашу будущую крашенку в темно-синий завершающий цвет.
А теперь поместите яйцо в теплую духовку (100 ° С) или поднесите его к огню, но не погружайте в пламя. Можно также воспользоваться феном. Когда воск на яйце растает, бережно снимите его мягкой полотняной салфеткой. Крашенка-капанка готова.

Повторите все сначала, но вокруг восковых капелек нарисуйте кисткой лепестки, завитки, лучии тогда на крашенке засияет солнышко, расцветут цветы... Если восковая капелька все же потекла, пририсуйте ей крылышки. На крашенке вспорхнет мотылек. Нарисуйте плавники -- поплывет рыбка.

Для мучной крашенки начните резервирование не с белого, а с желтого цвета. Восковые капельки роняйте чешуйкой, так, чтобы потом красная горошинка выглядывала из-под желтой, зеленая - из-под желтой и красной... Вместо финальной краски погрузите яйцо в столовый уксус, разведенный пополам с водой. Через 20 минут извлеките яйцо из кислоты и вымойте с мылом в холодной воде. Тщательно промокните. Растопите воск. Разноцветный горошек, точно выгравированный, будет рельефом проступать на белой поверхности яйца.

Окуните яйцо в желтую краску, а затем в красную - вот вам и красно яичко или однотонная крашенка . Независимо от того, имеется ли желтый цвет в узоре или нет, первоначально яйцо красится в желтой краске. Однотонная крашенка станет "мраморной", если в краску добавить капельку растительного масла или же перед крашением потереть скорлупку наждачной бумагой.

Для знаковой крашенки из деревянной палочки диаметром 0,8 и длиною 10-12 см и маленького "сапожного" гвоздика с круглой шляпкой сделайте себе печатку (тычок). Шляпку тычка раскалите на огне, обмакните в воск и тут же нанесите на яйцо точку. Из точек получится "крест", "кружочек", "ожерелье", "виноград ", "цветок"...

С помощью напильника круглую шляпку тычка можно превратить в треугольную. И тогда узор на яйце будет не из точек, а из крошечных клиньев. Отложите тычок в сторону. Носиком как следует нагретой кистки легонечко постучите разок-другой по скорлупке и, как только появится восковая капелька на яйце, не давая ей остыть, тотчас превратите ее в "запятую"... Расписывая птичьи яйца к Пасхе, западные славяне выбирают "клин", "запятую", "точку", восточные и южные - предпочитают линию. На крашенке, как правило, присутствует один магический знак. "Кружочки" или "крестики" размещены на поверхности яйца произвольно. Знаковая крашенка предшествовала обрядовой писанке.

Орнаменты обрядовой писанки
Орнамент писанок - символический. В его основе лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, 8-образ-ного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница:

Конструкция орнамента называется разводом и представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов и овалов. В полях развода размещаются орнаментальные формы - магические знаки-символы. Если яйцо разделено пояском надвое по вертикали и украшены главным образом его бока, то такая писанка называется боковой. Главный разделительный пояс может быть в виде нитки, ленты, украшенной или без украшения. Он может отсутствовать вовсе, но принцип размещения основных орнаментальных форм при этом сохраняется. Таким образом, мы имеем писанки "подпоясанные" и "распоясанные". Разделим яйцо надвое по меридиану, а затем на четыре части. Знаки будут размещены в образовавшихся дольках яйца, и такая писанка будет по виду развода называться продольной. Развод "восьмиквитка" представляет собой восемь сфероидальных сегментов, образованных из четырех равных вертикальных долей яйца, опоясанного линией экватора.

Основные виды конструкций связаны переходными разводами. Предположим, орнаментированный поясок делит поверхность яйца на два полушария по вертикали. Каждое из образовавшихся полей будет называться большим. В такое поле может быть вписана звезда, крест или дерево. Если большие поля прерываются по экватору, меридиану, диагонали или радиусу, а орнаментальные формы, чередуясь или повторяясь, размещаются в каждом из образовавшихся сегментов, то мы получаем развод-перервы. И все здесь подчинено идее Мироздания, строения и сущности Вселенной.
За разводом кругового типа через "поля-перервы" следует развод "переметная сума", тип "плетеница".

Орнаментальные формы размещаются в полях по вертикали, диагонали, радиусу, сегменту. Они чередуются в шахматном порядке, повторяются. Один и тот же знак может размещаться" в противоположных направлениях.

Если орнаменту в целом характерен ритм, то орнаменты писанок позволяют говорить о темпо-ритме . Орнаментальные формы, имеющие в своей основе ломаный крест, свастику, создают впечатление движения - вращения двух половинок яйца в противоположные стороны.

Мастерицы давали писанкам имена. Имя было тоже символом, оберегом. Иногда это были имена-пугала. Скрывая истинное имя, нечистую силу можно было не только отпугнуть, но и обмануть. К числу самых сильных оберегов относились и колючие растения. Среди названий писанок преобладает "роза": "роза с гребешками", "роза с грабельками", "роза с калыточками", "роза с бесконечником", "пустая роза", "полная роза", "крестовая роза", "сторожевая роза", "собачья роза", "шелудивая роза"... С течением времени, когда содержание языческих символов стало забываться, в орнаментах писанок появились изображения церквей, церковной утвари, узоры списывались с облачений, отсюда писанки "престол", "поповы ризы", "голгота" (голгофа) и т. п.

Орнаментальные мотивы

Случалось, что имя обрядового расписного яйца зависело лишь от названия одной из ведущих в композиции орнаментальных форм, определяющих стиль писанки: "Ветрячки", "Уголочки", "Мак", "Зори", "Панны", "Плетенка", "Фасолька", "Паучки", "Птичьи лапы", "Басовое ухо" и т. п. Орнаменты писанок имеют свои местные особенности, не говоря уже о том, что у каждой мастерицы был свой почерк письма. Стиль писанки определяется прежде всего набором тех или иных выразительных средств. Орнаментальные формы заполнялись или обрамлялись штрихами, точками; в иных случаях мы видим окраску полей, сочетание штриховки и точки, штриховки и окраски, штриховки и капли - капля на заштрихованном поле или вне его; одновременное сочетание точки, капли, кляксы и штриховки; заполнение орнаментальных форм сеткой, так называемое "ильчатое письмо", сочетание сетки и капли, сетки и окраски. Немалую роль в стиле писанки играет цвет, подбор красок. Стиль писанок определяет и способом нанесения воска на яйцо; узор может быть выполнен линией, клином, "запятой" ("яблоковым зернышком").

Подробные иллюстрации всех видов орнаментов вы сможете увидеть в приложении.

Мастерство писанки
Приготовление писанок - занятие, требующее уединения и душевного равновесия. Приятнее всего расписывать сырое куриное яйцо. Его беззащитность и хрупкость делают каждое движение рук мастерицы бережным, прикосновение - нежным. А если поверить, что в ладонях - Вселенная, что она так же хрупка и беззащитна... Вращая яйцо, вы слегка массируете кончики пальцев левой руки, и тепло вашей души проникает в будущую писанку. Мечты обретают крылья. Бежит по скорлупке восковая линия, оплетая, опоясывая, защищая яйцо. Если рука ослушалась, не скоблите, пытаясь исправить ошибку. Писанка испорчена, не горюя приготовьте из нее глазунью.
Прежде чем расписывать воском, научитесь наносить рисунок простым карандашом и не на сырые, а на вареные яйца. И помните, что линии на сферической поверхности - это дуги. Ведите их постоянно в одном направлении, вращая яйцо, либо на себя, либо только от себя. Таблица конструкции орнамента писанок тоже есть в приложении к этой статье. Чтобы работа не показалось вам скучной, считайте разделительные пояски. Нечетное количество поясков дает четное количество полей.
Если рисунок списан грамотно, попробуйте покрыть его линии воском. Восковая линия должна быть длинной, тогда будет мало стыков и они будут менее заметны. Линии сетки могут быть жирными, очертания орнаментальных форм, если только они не включают в себя линий конструкции, следует выполнить кисткой №2, среднего размера. А для выполнения штриховки подойдет кистка № 1. Штриховку клина лучше начинать от основания и завершать у вершины. Чтобы штрихи не "падали", поясок необходимо предварительно поделить на квадраты. То же касается и сеточки. Поля покрываем воском, но не штрихами, а спиралью, и тем размером кистки, которым обрамляли поле, в противном случае воск ляжет на скорлупку неравномерно, порой едва заметные отдельные участки поля останутся незащищенными, а значит, и неокрашенными в нужный вам цвет.
Когда научитесь делить поверхность яйца на поля и размещать в них узор, когда кистка станет покорной, возьмите сырое свежее куриное яйцо и принимайтесь за писанку. На следующем этапе постижения мастерства попробуйте выполнить один и тот же узор в разных стилях. Избегайте циркуля, ластика, старайтесь обходиться без карандаша и не надевайте на яйцо поясок из резинки. Опора пишущей руки, вращение яйца в одном направлении, носик кистки под прямым углом по отношению к рабочей поверхности - и линия будет отличной. Если рука немного дрожит от волнения - нестрашно и даже неплохо: рисунок будет живым, ведь сухая холодная геометрия утомляет взор.
Писанка - магия или наука? Писанка-прежде всего искусство. Но тот, кто создал писанку, блестяще знал

Творчество

ПИСАНКИ СО СЛАВЯНСКОЙ СИМВОЛИКОЙ.

Писанки - это сырые яйца, на которые наносится искуснейший узор, после чего содержимое яйца выливается, и дальше уже дарится пустое, дивной красоты яйцо. Труд это очень сложный и требующий предельной аккуратности и координации как движений, так и мысленных процессов.
Крашенки - это вареные яйца, они могут быть однотонными или расписными, их делать проще...
Краски
Для крашения яиц применяются природные, пищевые или анилиновые красители. Сырьем для получения растительных красок могут быть цветы, листья, шелуха зерен, кора, корни, а также ягоды.
желтая краска различных оттенков извлекается из коры молодой дикой яблони, побегов тополя, березовых листьев, корня крапивы, гречневой половы, луковой шелухи, цветков дикой бузины, ромашки, молочая, горицвета, купавок, шафрана, крокуса, зверобоя, желтых цветков луковичного растения сон;
синяя, голубая или фиолетовая - из шелухи черных зерен подсолнуха, сережек тополя, цветков мальвы, синих цветков растения сон, подснежников, ягод черники и бузины;
зеленая - из сочетания желтой и синей красок, а также из мха, коры крушины, ясеня, листьев ландыша, примулы, крапивы, зелени ржи и пшеницы;
красная - из щепок сандала, ягод черемухи, цветков и семян зверобоя, а также из засушенных самочек польской кошенили (насекомого из семейства червецов); нежно-розовая - из цветков иван-чая узколистного;
коричневая - из коры яблони, дуба, крушины, еловых шишек, луковой шелухи, листьев грецкого ореха или конского каштана;
черная - из молодых листьев черноклена, коры ольхи, синего сандала.
Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору - только весной, когда деревце \"плачет\", цветы - в начале цветения, а листья - совсем молоденькими. Чтобы зелье не потеряло краску, сушить его полагается только в тени, а хранить - в плотно закрытой таре в сухом темном месте. Красящие ягоды можно заморозить.
Для приготовления красок вам понадобятся также: глиняная или эмалированная посуда, талая или дождевая вода, алюмокалиевые квасцы. Сырье заливаем холодной водой, 5-6 часов настаиваем, а затем кипятим на тихом огне: кору - три часа, листья минут сорок, цветы - полчаса. На 100 граммов сухого сырья - 1 литр талой воды. Отвар процеживаем и добавляем чайную ложку квасцов. Краска готова. Крашение яиц в природных красителях длится от 10 минут до 14 часов. Занятие это кропотливое, но искупается целебностью природных красок. К тому же они прочнее, роднее, милее взору, нежнее и смотрятся во сто крат богаче любых искусственных красителей.
Изготовление крашенок (писанок) с применением современных пищевых красителей.
Нам нужны следующие предметы:
- пищевые красители. Красители нужны такие, в которых не варят, а добавляют 9% уксус и выдерживают уже варёные яйца некоторое время
- свеча. Лучше восковая, но подойдут и парафиновая или стеориновая
- писак. Кто не знает что такое писак, то и не надо - вполне его заменят две кисточки - единичка и четвёрочка (это толщина в мм).
- две тряпочки. На одну мы смело будем капать воском, красками, спичками и всячески её пачкать, а другая должна быть чистая - ею мы будем вытирать яйца от краски.
- баночки для красителей. В каждую банку нужно положить по ложечке, для того чтобы банка не лопнула, когда в неё будут наливать кипяток (согласно инструкции на пачке с красителями).
- 9% уксус. Для успешного закрепления краски на яйцах.

Конечно, те предметы, которые я перечислила, вы можете заменять равнозначными и более удобными. Например, с помощью писака можно наносить очень тонкие контуры, а кисть в основном может служить для закрашивания больших площадей.

Руки мастера должны быть идеально чистыми, не жирными. Варёные яйца надо остудить. Важно чтобы они не были горячими, иначе воск будет с них стекать. Чтобы при варке яйца не лопались, добавьте в воду соли.
Разведённые по инструкции красители тоже не должны быть горячими. Ложечки, после того как красители уже разведены, не убирайте из банок. Ими мы будем пользоваться для аккуратного помещения и извлечения яиц из банок. Красителя должно быть столько, чтобы покрывать опущенное в него яйцо.
Возьмите в руки яйцо и остреньким карандашиком нанесите тончайший рисунок. Конечно можно этого не делать, но не удивляйтесь потом, когда завершите работу, почему это звёздочка, которую вы хотели изобразить, похожа на кривой забор, а ромбик - на недоеденную булочку.

Поверхность яйца сложная, потому что не плоская и конечно надо приноровиться сделать красивый эскиз. Стирать при этом ничего нельзя - останутся разводы, пятна.

Теперь изберите тот контур, который должен остаться белым и возьмите кисточку в руки. Зажгите свечку, и когда натопится воск, акукратно окуните кисть в воск. Кисть может немного подпалиться - ничего страшного, главное не лишить её вообще волосков - ими то мы и будем наносить воск на яйцо. Поднесите яйцо поближе к свечке и теперь уверенными и быстрыми движениями наносите воск на выбранный контур. Воск стынет очень быстро, поэтому найдите точку поближе к огню!

Когда контур готов, аккуратно, чтобы не разбить, опустите яйцо в краситель. Например в зелёный. Пусть яйцо полежит там минутку. От времени зависит интенсивность цвета - пораньше вынете - будет светло-зелёное яйцо. Попозже - более насыщенное.

Пора доставать - выложите яйцо на чистую сухую тряпочку и оботрите его. Теперь снова берём кисть в руки и наносим новый контур. У нас уже есть на зелёном фоне белый узор, а теперь мы будем сохранять зелёный контур. После того как нанесли воск, опускаем яйцо в другой цвет. Например красный.

Предложенные нами красители хороши тем, что они перекрывают предыдущий цвет. То есть в нашем случае зелёный останется только под воском, а само яйцо станет чудесного красного цвета, а не смесь красный с зелёным. И так далее - пока вы не посчитаете рисунок завершённым. Опускайте в разные цвета, наносите новые контуры. Но не очень увлекайтесь. Поначалу, лучше не использовать более 4 цветов. Иначе, вы рискуете получить яйцо серо-бур-малинового цвета!
Теперь яйцо почти готово. Осталось снять воск. Нужна наверное ещё одна чистая тряпочка. Ну или можно взять первую, если она не сильно запачкана. Поднесите яйцо близко к огню, сбоку (если сверху, может появиться копоть), так чтобы пламя облизывало яйцо и воск стал стекать. Теперь быстро вытрите нагретое место тряпочкой. Снова к огню - воск потёк - снова протереть бочок о тряпочку. И так пока яйцо не станет совершенно без воска.

Посмотреть технологию более подробно можно здесь.

БЫСТРЫЕ КОММЕНТАРИИ (3)
кстати:
Да, красить яйца это очень древний славянский обычай. Кстати, в древних еврейских общинах яйца не красили...
ДАЛЕЕ ПО ТЕМЕ:
ПИСАНКА-КРАШЕНКА
Существует древний обычай расписывать на ПАСХЕТЪ крашенки, писанки, суть в том что куриное яйцо(символ жизни) расписывают красками по определенной технике.

ПИСАНКА-ОБЕРЕГ

Писанки с мережками
Стали обережками,
В них мечта записана,
Зло сбивает писанка.

Писанки имеют сотни символов, значений-оберегов. Они защитят от черной злобы и Зависти, от крови и разлуки, от болезней и голода...
Нет, пожалуй, ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанок.
Символика рисунка:
Ласточки- приход весны;
Спираль-знак жизни(дарили пожилым людям);
Зеленые сердечки- жар любви(девушки дарили парням);
Рушничок - для дочери, чтобы удачно вышла замуж;
Яблочко, цветы- на рождение девочки;
Петушиный гребешок-защита от несчастья...

Символика цвета
Красный- цвет огня, радости.
Желтый - посвящается солнцу.
Черный - цвет земли.
Коричневый - плодородие земли.

Детям до совершеннолетия дарили только красные или зеленые писанки. Юная душа должна с начало окрепнуть, получить силу.
Соберитесь в праздник вместе всей семьей. Подарите ближним писанки с добрыми пожеланиями.

ЯЙЦО-ПИСАНКА
Красить яичко- древний обычай, уходящий в глубочайшую даль веков древних славян. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце.
По преданиям, писанки-это звезды, рожденные ЛАДОЙ-Богородицей. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь предоставлять Богородицу на земле.
В четверг, в час предрассветный в выносила она на порог волшебное прялице и пряла нить, днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в тритейник вечером из семи родников. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветков, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь. Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском писалось обращение к Богам.
Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая Великоденская писанка сохраняла жизненную силу целую неделю: не протухала и не высыхала.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску \"яблоньку\" и держалось в ней в течении некоторого времени, пока читались гимны-обращения к Богам. Каждыйцвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные, мрачные колобки. Их опускали
в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился и рождалась писанка, как рождается солнышко из темноты ночи.
Писанки клали венчиком вокруг кулича - для Богов и Предков, на блюдо с зеркальной поверхностью - для людей, а крашенки на проросшем овсе -для родителей.

Первую писанку делали для Богов и Предков (в данном случае писанку можно делать из деревянного яйца).

Вторую - для родителей.

Третья писанка -закликание Весны.

Четвертая писанка - узор на богатство и достаток в Роду.

Продавать писанку было нельзя, даровать - значило честь оказывать.

ДАЛЕЕ ПО ТЕМЕ:
Искусство писанки - искусство обрядовое, именно тем оно и прекрасно. Техника росписи куриного яйца с помощью воска и красок чрезвычайно проста. Успех во многом зависит от совершенства инструмента и правильной постановки пишущей руки. Приготовление писанок само по себе уже праздник. Во время росписи яйцо из белого постепенно превращается в черное, но стоит его поднести к огню, как воск на скорлупке начинает таять, обнажая восхитительную игру цвета и линий. Внезапное появление узора из черноты заставляет улыбнуться: чувство восторга при этом так сильно, что, желая испытать его снова и снова, человек невольно принимается за вторую, третью, четвертую писанку...
Орнаменты писанок имеют свою строгую логику. Зная законы письма, понимая содержание традиции, имея перед глазами классические образцы узоров, можно создать свою, неповторимую писанку.
Обрядовое почитание писанки связано с почитанием Лады - Богини любви, красоты, Свадебы. Это чудесное расписное яйцо изначально создавалось как оберег Рода, эмблема сватовства, магический Коляды Даръ, обеспечивающий связь времен и поколений.
Традиция писанки принадлежит Славянам, искусство обрядовой росписи куриного яйца в науке принято считать первобытным, крестьянским, занятием сугубо женским, связанным с магией плодородия...
В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные, непременно оплодотворенные, яйца молоденьких курочек, снесенные в первое весеннее новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кистки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье для извлечения красок.
Непочатую, \"немую\" воду полагалось брать до зари, молча, втайне, из семи, а то и девяти источников или там, где три потока сливаются в один; черпать следовало новой посудой, вдоль течения. Удачей было получить воду из мартовского снега.
Красильное зелье раскладывалось по горшочкам, заливалось водой, несколько часов настаивалось, а затем еще на два-три часа помещалось в теплую печь.
Изготовление кисток было делом самой хозяйки дома. Чащевсего кисткой служило птичье перо, соломинка, разломанная надвое, петушиная вильчатая кость. Позже это была трубочка, закрепленная с помощью пакли, ниток или тоненькой проволочки на деревянном держачке - березовом или терновом. К предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой мастерицы, не смел прикасаться.
Приготовление писанок начиналось, когда отмыкались все подземные родники и колодцы, рушился лед на реке и просыпалась пчела. Считалось, что вода земная отмыкает воду небесную... В этот день принято было печь специальный хлеб свастичной символики и расписывать писанки для пчелы.
В этот же день люди пекли к Празднику перепечи... В доме пахло свежим хлебом, настоями трав - лугами, лесами, медами, цветущим садом... Мастерица садилась у печи и, макая кистку в растопленный воск, выводила на скорлупке яйца таинственные знаки. Душа ее была полна добрых и светлых чувств, наилучших пожеланий родным и близким - всем тем, кому писанки предназначались.
Крашение расписанных воском яиц начиналось с первым ударом грома или колокола. Окунув яйцо в желтую краску, \"яблоньку\", приготовленную из коры дикой молодой яблони, женщина шепотом трижды произносила заговор. Яйца, окрашенные в желтый цвет, она снова расписывала воском, защищая таким образом части орнамента, которые должны быть желтыми, затем продолжала крашение, но уже в красной краске, и покрывала воском на сей раз те части узора, что должны быть красными, после чего погружала яйца в краску черного цвета, приготовленную из кваса, коры ольхи и ржавого железа. Черная краска готовилась две недели, а яйца выдерживались в ней четырнадцать часов.
После крашения, растопив воск на яйцах (можно над свечой, в духовке, в горячей воде), мастерица бережно вытирала готовые писанки новенькой полотняной салфеткой. Восковое письмо переходило на полотно, и салфетка обретала чудодейственную силу оберега.
Предназначались писанки лишь для дарения. Неряшливо расписанное яйцо божественной силы не имело. Такое подношение считалось оскорблением. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых. Для разговения и поминовения усопших, для ритуальных игр в \"битка\" и \"катка\" служили крашенки. Крашенка - яйцо вареное, писанка - непременно сырое. Разбитая писанка грозила засухой. Если писанку случалось разбить, то скорлупку следовало тотчас измельчить и закопать в землю или же бросить в воду.

Кстати, кулич, который сейчас пекут Христиане на Пасху, у нас назывался БАБА.

Писанка мастерицы Марии Минситовой (г. Барнаул)
18.04.2010 г.Творчество

Мастерица Мария Минситова родом из г. Барнаул Алтайского края. Мастер изготовления славянской писанки, обрядовых и этнографических кукол.
Виды творчества: Роспись, Разности, Сувениры, подарки, Игрушки, Декор, Вышивка, Русский стиль

Превращать обычное куриное яйцо в волшебное молодильное яблочко - писанку в старину умела каждая славянская женщина. Хранительница домашнего очага должна была из года в год «обновлять мир». Для этого святого дела ей, кроме яиц, нужны были: непочатая вода, непочатый огонь, новые горшки, новая полотняная салфетка, пчелиный воск, свеча, краски, разломанная надвое косточка-вилка, взятая из петушиной грудки. Непочатый огонь добывал хозяин дома, непочатую воду хозяйка брала в полночь из семи родников. Краски добывали из лепестков цветов, коры, кореньев и листьев деревьев. Узор мастерицы не придумывали, а списывали с прошлогодних писанок. А к предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой хозяйки, не имел право даже прикасаться.
Так писали писанки наши далекие предки, наши прабабушки. Этой традиции насчитывается уже около 8 тыс. лет. Конечно же, со временем правила писания писанок упростились. Вода простая, кипяченая, писачок - специально изготовленный в виде небольшой металлической воронки, а краски берутся как «от Бога, так и от людей». Но традиция прошла все трудности и смогла выжить. На рубеже 19-20 веков были по крупицам собраны уникальные коллекции народных писанок (правда, во время войны многие коллекции были утрачены). Также сейчас восстанавливаются коллекции известных русских мастериц буквально по описанию писанок.
Многие, видя писанку, принимают ее либо за деревянное расписное яйцо, либо за крашенку к Пасхе. С приходом христианства на Русь писанка стала пасхальным яйцом. Новый цикл писания мастерица начинала с чистого четверга. Но писанку отличает от пасхальных яиц и то, что яйцо сырое, и магические знаки в орнаменте, и восковой способ нанесения узоров, и видимое движения в рисунке. Ее орнаменты - священные письмена: молитвы, колядки, законы Божий, которым не одна тысяча лет. Когда-то на Руси были хранильники, которые занимались изготовлением оберегов. Писанка - один из таких оберегов. К ней было такое же почтение, как сейчас к иконе и крестику.
Писанки писались и дарились любимым людям, детям, родственникам. Хозяин дома весной под главный улей клал две писанки, чтобы они охраняли пчел, и чтобы год был плодородным, писанку закапывали на поле перед тем, как его вспахать, писанку катали по телам животных, когда тех выводили впервые на пастбище. Девушки дарили парням платок с писанками, и если парню нравилась девушка, то он писанки забирал себе, а платок наполнял угощениями и подарками. Страдающие бесплодием женщины дарили писанки детям в надежде, что Господь пошлет им ребенка.
Писанка - символ мира, его устройства, символ возрождения, символ жизни, весны, любви. И все это выражено в узорах писанок. Узоры эти возникли еще до христианства, когда народ почитал природу и пребывал под ее властью. В глубине столетий наши предки праздновали великий весенний праздник пробуждения природы после долгого зимнего сна, победы добра над злом, света и тепла над тьмой.
Оказывается, традиция украшать яйца более древняя, чем христианский пасхальный обычай. При раскопках под Новгородом было найдено раскрашенное яйцо, и спектральный анализ показал, что возраст его более пяти тысяч лет. Об этом мне рассказали в мастерской женских ремёсел "Десятиручка" в селе Чепош Чемальского района, где сегодня неравнодушные люди занимаются возрождением традиций русской культуры и возрождением искусства росписи славянской писанки.
Роспись на скорлупе яйца - сложная композиция из символов, знаков и сочетаний цветов, которая несёт в себе определённый сакральный смысл. Это обрядовая традиция славянской писанки.
Для писанки годится только сырое яйцо. В быту у нас такая роспись не сохранилась, а вот на Украине традиция писанки жива до сих пор. В Прикарпатье находится единственный в мире музей пасхальных яиц, а в гуцульских семьях (племя русинов в Карпатах) мастерство в изготовлении писанки до сих пор передается из поколения в поколение. Гуцулы считают, что раскрашивание пасхальных яиц вносит в мир гармонию, предотвращает конец света. Живёт на Гуцульщине и такая легенда: закованный в цепи в аду сатана-Ирод спрашивает каждого умершего грешника, который попадает в пекло: "Пишут ли ещё писанки? Есть ли ещё на свете Великдень?". Считается, что, если люди перестанут раскрашивать яйца к Пасхе и почитать пасхальные праздники, сатана вырвется из своих цепей и наступит конец света.
В прежние времена писанки присутствовали в жизни человека от рождения до смерти. Женщина, когда ждала ребёнка, готовила писанку и клала её в колыбельку, для того чтобы в ней не поселились злые духи. Яйца расписывали в течение всего года - когда пашню распахивали, на землю клали писанку с изображением символов плодородия. Существовали целительские писанки. По христианскому обычаю на Пасху их освящали в церкви и хранили в божнице весь год.
Писанки не выбрасывались на помойку, к ним относились очень бережно. Если с ними что-то случалось, например, ломались или трещина появлялась, их закапывали в землю, сжигали или пускали по воде.
Тех, кто занимается росписью яиц славянской писанкой, называют писанчарки, и настоящая мастерица рисует сразу, не нанося предварительных контуров.
Среди обязательных моментов прошедший сквозь тысячелетия - обряд приготовления красок. Рано утром в чистый четверг женщина выходила из дому и набирала воду из семи источников, на ней и разводились краски. Убиралась в доме, мыла детей, укладывала их спать и садилась за писанки.
Писала для каждого члена семьи, для родственника с пожеланиями чего-то хорошего. Писанка с изображением рака - на привлечение достатка, богатства. Цветы - женщине, которая хотела иметь детей, ёлочки - на здоровье, звёзды - на удачу. Для детей писанки окрашивали рисунком жёлто-зелёных тонов. От этих символов, передававшихся из поколения в поколение, отступать было нельзя. Всё то из символов, что человек придумывал сам, уже не было писанкой. Называлось малеванка либо малявинка, и никакой силы в себе такое яйцо не несло. Раньше красили натуральные лебяжьи, гусиные, утиные, куриные, голубиные и даже яйца малиновки (около полутора сантиметров в диаметре). Их покрывали позолотой, а потом расписывали яркими красками, орнаментальными и растительными узорами. Вот так и появились яйца-подарки для особо важных сановников и для членов царской семьи придворного ювелира Карла Фаберже.

Исследователи считают, что украинская писанка имеет более ста символических рисунков. Конечно, с появлением наклеек процесс подготовки к Пасхе стал значительно проще, но праздничный дух при этом куда-то исчезает.

Люди расписывали яйца еще до возникновения христианства. В славянской культуре яйцо символизировало солнце. С введением христианства символика писанки несколько изменилась, теперь это символ радости и веры в воскресение Христа.


По одной из версий, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда она объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

Пасхальные яйца дарят друг другу, ими "выкатывали" болезни, в селах скорлупу бросали на крышу хаты "на счастье". Чтобы был хороший урожай, их катали по зеленой пшенице и закапывали в землю, а утром после Пасхи девушки умывались водой, в которую перед тем клали яйца и серебряные монеты, которые должны были придавать силу и красоту.

Даже цвет, в который выкрашены яйца, имел свое значение. Пожилым людям дарили яйца темных цветов, ведь их жизнь подходила к концу, детям - зеленые или голубые, молодежи предназначались красные, ведь им продолжать род на земле, хозяевам дома, куда шли в гости, - желтые, с пожеланием хорошего урожая и благополучия.

Краску нужно было делать на воде, взятой из трех источников, по дороге нельзя было ни с кем разговаривать, ни на кого смотреть и оборачиваться.



Красители в основном готовились по старинным рецептам из растений. Зеленый цвет придавали семена подсолнуха или подснежники, коричневую краску давала кора ольхи или дуба, желтую изготавливали из веток или коры дикой яблони.

По технике исполнения писанки делятся на "крапанки" - яйца, покрытые цветными пятнами на фоне другого цвета; собственно писанки - расписанные с помощью воска различными декоративными орнаментами; "скробанки" - или "дряпанки". Есть и просто крашенки. Причем, если крашенка - это всегда вареное яйцо, то писанки, как правило, делали из сырых или просто на скорлупе с предварительно выдутым содержимым. Писанки в селах не оставляли себе, а дарили соседям и знакомым.

Писанка - это яйцо, украшенное традиционным орнаментом, который передается из поколения в поколение. Узоры выводятся горячим воском при помощи специального устройства - писачка. Линии наносятся одна за другой, в процессе яйцо окрашивается.

Крапанка - один из вариантов, когда воском капают на скорлупу в произвольном порядке.



На Восточном Полесье сохранился один из древнейших методов писанкарства - "дряпанки" или "скробанки". Яйцо, предварительно окрашенное в темный цвет, металлическим острием или иглой царапают, получая желательный орнамент.

Наши предки предпочитали земледельческие мотивы, обычаи и обряды почитания земли, небесных светил, воды. Все то, что украшает писанку, имеет свое значение.

Символы Солнца - это круг, круг с точками, круг с крестом внутри или лучами снаружи, шести- и восьмилучевые звезды. Писанки с такими узорами чаще всего дарили парням и детям. Их писали яркими красками на красном фоне.



Символ воды - волнистые линии, которые называют меандром, бесконечником, кривулькой. Считалось, что отсутствие такого символа на писанке - знак несчастья. Такие яйца пасечники подкладывали под ульи, чтобы пчелы хорошо роились.

Разноцветные точки, усыпавшие яйцо, считались символами плодородия. Предки верили, что такой подарок поможет женщине забеременеть и благополучно родить.

Удачу в работе и творчестве притягивали ромбы, которые рисовали на яйцах. Больным людям преподносили писанки с узорами в виде рыб, которые символизировали здоровье и плодородие.



Изображали на писанках коней с оленями - символы восхода и заката Солнца. Они должны помогать в разгоне застойных энергий и активизировать жизненные силы.

Главе семейства дарили яйцо с узором в виде листьев дуба и желудей, поскольку они являлись символами мужского начала.

Рисовали и птиц. Петуха считали проводником солнца и сторожем против зла, голубки — символом любви, верности и согласия. Птичий след также был оберегом, как отпечаток руки языческого бога Солнца, который в древности ассоциировался с птицей. Один из узоров носит название "Божья ручка".

Один из самых популярных славянских символов - Дерево жизни. Изображали вишню, калину, яблоню. Мотив виноградной лозы означал верность, сливы - мудрость и здоровье.

Крест символизирует сотворение мира. Вертикальная линия креста означает небо, духовность, горизонтальная - землю, ее женское начало. Крест - это вечная жизнь, так как он бесконечен.


Часто встречается в орнаментах и треугольник как символ триединства мира - земли, воды и огня. рисовали также так называемые грабельки, которые принадлежат к символам, связанным с водой. Предки полагали, что в засушливую погоду такой узор поможет вызвать долгожданный дождь.

Христианские мотивы внесли монахи, которые расписывали яйца в монастырях.

Существует поверье, что получив с утра первое пасхальное яйцо в подарок, нужно обязательно загадать желание. И если в сердце царит любовь и вера - оно сбудется.


Символика Славянской писанки

Я осмелюсь описать трактовку символов, используя труды: А. Голана, Дж. Купера, Б. А. Рыбакова.

Космическая символика - микрокосм. ромбовидный экватор яйца, символизирующий землю, идущая над ними сферическая поверхность небесный свод, нанесенный по нему спиралевидный узор - путь восходящего и заходящего солнца.

Звезды - знак человеколюбия нравственной чистоты, символ Мира и равновесия, гармонии. Эмблема мудрости

Солнце - символ высшей космической силы, Всевидящее Божество, глаз мира и глаз дня, центр бытия и интуитивного знания (солнечные птицы и животные: орел, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран, белый или золотой конь.)

Дождь, вода - пучок зигзагов, меандр (волнистая линия)-знаки очищающей небесной воды, писанку с такими знаками держали от порчи, сглаза, зависти.

Бараньи рожки-космическая сила, символ огня и солнца (достаток, богатство).

Цветы, деревья, птицы, пчелы, кони, коровы, олени - символы, дающие счастливую жизнь в семье и мире.

Цветы-знаки готовности к плодородию, к деторождению.

Пчелы - символ бессмертия, возрождения, трудолюбия, порядка, чистоты души. Крылатые посланники, которые приносят тайную мудрость.

Мотылёк - являет собой радость, переход души к вечной счастливой жизни. Он же ангел хранитель.

Петух - солярная птица, атрибут, солнечных богов. Птица славы, означающая превосходность, смелость, бдительность, рассвет, олицетворяет боевой дух, воинскую храбрость.

Решето-символ отделения добра от зла (защита).

Бесконечник - не имеет ни начала, ни конца и зло которое вошло в дом попадает в ловушку и не навредит хозяину. Это символ безостановочного хода жизни, продолжения рода. Так же держали в доме от порчи и глаза. Писанки с бесконечником использовали в обрядовом действии: пасечник подкладывал яйцо под улей для того, чтобы пчёлы бесконечно роились и приносили мёд.

Спираль - единый код мира, заложенный Матерью природой в фундамент всего живого и не живого. Спираль есть единство Макрокосмоса(Вселенной) и Микрокосмоса(человека).Спираль имеет ту же символику, что и лабиринт.

Лабиринт-возращение к центру, к истоку, вновь обретённый рай, достижение реализации после мучений, испытание и проверок, инициация, мистерии жизни и смерти.

Сосна - жизненная сила, плодовитость, сила характера, вечно зелёная -символизирует бессмертие, здоровье.

Шишка сосны-фаллический символ, плодородие, хорошее наследство (производительная, творческая сила).

Вербная ветка - расписывалась на здоровье, писанками с вербочками обкатывали скот, чтобы они не болели и не подвергались сглазу. Вербочка имеет прямую связь с древним обрядом славян<<вербохлёст>>, который символизирует передачу человеку природных сил земли, воды, солнца. В вербное воскресенье хлестали вербочкой человека и животных приговаривали:<<не я бью, верба бьёт, хворь берёт здоровье даёт>>, для человека ещё добавляли: <<будь богатым, как земля и здоровым, как вода>>.

Дубовые листочки-на силу (если писанка на детей, на мальчика)

Сорока-символизирует удачу и считаетcя <<птицей удовольствия>>. Трещащая сорока приносит хорошие новости.

Поясок - символизирует дорогу и оберегает людей от разобщения и ссор. Так же поясок защита для самого яйца.

Вазонки - (цветок, дерево в вазе) обозначают Дерево Жизни-ось Мира. Древо Жизни растёт в раю и означает восстановление, возращение к изначальному совершенству. Это космическая ось, символизирующая единство за пределами добра и зла. По сказаниям многих народов Мировое Дерево мыслилось воплощением Великой Богини - видимо, потому что она считалась владычицей не только неба, но и всей природы. С мировым деревом связан мотив определения судеб людей.

Богиня Берегиня - символ жизни и продолжения её. Оберег всего живого, рождающего к жизни, требующего заботы и защиты от бед и смерти. Она - Берегиня изображается, как женщина (иногда стилизованная, упрощённая) во весь рост с поднятыми к небу руками(просящими), иногда опущенными(дающими). Образ Берегини можно найти в разных узорах Роженицу и если приглядеться то и Рода - знаки единства мужского и женского начала на земле.

Треугольник -Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек: отец, мать, дитя.

Бог Отец,Бог Сын и Святой Дух, человек как тело, как душа,дух. Устроение Мира, дома, Мистическое число три, тройка первая из плоских фигур. Треугольник, обращённый вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни огня, мужское начало, лингам, духовный мир, это троица любви, истины, мудрости. Треугольник, обращённый вершинной вниз, является лунным и имеет символику женского начала, матки, воды, природы, тела. Символизируют Великую Мать, как родительницу.

Круг - символ пожелания, поиска лучшего житья, кольцо символ материнства и знания, деторождения.

Дорожка - символ вечного движения, поясок.
Символика писанок читается не только по орнаменту, но по сочетанию цвета.

Красный - символизирует сильную, яркую, радостную жизнь
Зелёный - на развитие, здоровье
Жёлтый - цвет знаний, мудрости
Белый - Божественный цвет чистоты, соединяющий все цвета
Чёрный - непознанное, неведомое, космическое
Бардо (коричневый)- цвет земли, силы
Фиолетовый - цвет космических знаний.

Писанки - это сырые яйца, на которые наносится искуснейший узор, после чего содержимое яйца выливается, и дальше уже дарится пустое, дивной красоты яйцо. Труд это очень сложный и требующий предельной аккуратности и координации как движений, так и мысленных процессов.
Крашенки - это вареные яйца, они могут быть однотонными или расписными, их делать проще...
Краски
Для крашения яиц применяются природные, пищевые или анилиновые красители. Сырьем для получения растительных красок могут быть цветы, листья, шелуха зерен, кора, корни, а также ягоды.
желтая краска различных оттенков извлекается из коры молодой дикой яблони, побегов тополя, березовых листьев, корня крапивы, гречневой половы, луковой шелухи, цветков дикой бузины, ромашки, молочая, горицвета, купавок, шафрана, крокуса, зверобоя, желтых цветков луковичного растения сон;
синяя, голубая или фиолетовая - из шелухи черных зерен подсолнуха, сережек тополя, цветков мальвы, синих цветков растения сон, подснежников, ягод черники и бузины;
зеленая - из сочетания желтой и синей красок, а также из мха, коры крушины, ясеня, листьев ландыша, примулы, крапивы, зелени ржи и пшеницы;
красная - из щепок сандала, ягод черемухи, цветков и семян зверобоя, а также из засушенных самочек польской кошенили (насекомого из семейства червецов); нежно-розовая - из цветков иван-чая узколистного;
коричневая - из коры яблони, дуба, крушины, еловых шишек, луковой шелухи, листьев грецкого ореха или конского каштана;
черная - из молодых листьев черноклена, коры ольхи, синего сандала.
Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору - только весной, когда деревце "плачет", цветы - в начале цветения, а листья - совсем молоденькими. Чтобы зелье не потеряло краску, сушить его полагается только в тени, а хранить - в плотно закрытой таре в сухом темном месте. Красящие ягоды можно заморозить.
Для приготовления красок вам понадобятся также: глиняная или эмалированная посуда, талая или дождевая вода, алюмокалиевые квасцы. Сырье заливаем холодной водой, 5-6 часов настаиваем, а затем кипятим на тихом огне: кору - три часа, листья минут сорок, цветы - полчаса. На 100 граммов сухого сырья - 1 литр талой воды. Отвар процеживаем и добавляем чайную ложку квасцов. Краска готова. Крашение яиц в природных красителях длится от 10 минут до 14 часов. Занятие это кропотливое, но искупается целебностью природных красок. К тому же они прочнее, роднее, милее взору, нежнее и смотрятся во сто крат богаче любых искусственных красителей.
Изготовление крашенок (писанок) с применением современных пищевых красителей.
Нам нужны следующие предметы:
- пищевые красители. Красители нужны такие, в которых не варят, а добавляют 9% уксус и выдерживают уже варёные яйца некоторое время
- свеча. Лучше восковая, но подойдут и парафиновая или стеориновая
- писак. Кто не знает что такое писак, то и не надо - вполне его заменят две кисточки - единичка и четвёрочка (это толщина в мм).
- две тряпочки. На одну мы смело будем капать воском, красками, спичками и всячески её пачкать, а другая должна быть чистая - ею мы будем вытирать яйца от краски.
- баночки для красителей. В каждую банку нужно положить по ложечке, для того чтобы банка не лопнула, когда в неё будут наливать кипяток (согласно инструкции на пачке с красителями).
- 9% уксус. Для успешного закрепления краски на яйцах.

Конечно, те предметы, которые я перечислила, вы можете заменять равнозначными и более удобными. Например, с помощью писака можно наносить очень тонкие контуры, а кисть в основном может служить для закрашивания больших площадей.

Руки мастера должны быть идеально чистыми, не жирными. Варёные яйца надо остудить. Важно чтобы они не были горячими, иначе воск будет с них стекать. Чтобы при варке яйца не лопались, добавьте в воду соли.
Разведённые по инструкции красители тоже не должны быть горячими. Ложечки, после того как красители уже разведены, не убирайте из банок. Ими мы будем пользоваться для аккуратного помещения и извлечения яиц из банок. Красителя должно быть столько, чтобы покрывать опущенное в него яйцо.
Возьмите в руки яйцо и остреньким карандашиком нанесите тончайший рисунок. Конечно можно этого не делать, но не удивляйтесь потом, когда завершите работу, почему это звёздочка, которую вы хотели изобразить, похожа на кривой забор, а ромбик - на недоеденную булочку.

Поверхность яйца сложная, потому что не плоская и конечно надо приноровиться сделать красивый эскиз. Стирать при этом ничего нельзя - останутся разводы, пятна.

Теперь изберите тот контур, который должен остаться белым и возьмите кисточку в руки. Зажгите свечку, и когда натопится воск, акукратно окуните кисть в воск. Кисть может немного подпалиться - ничего страшного, главное не лишить её вообще волосков - ими то мы и будем наносить воск на яйцо. Поднесите яйцо поближе к свечке и теперь уверенными и быстрыми движениями наносите воск на выбранный контур. Воск стынет очень быстро, поэтому найдите точку поближе к огню!

Когда контур готов, аккуратно, чтобы не разбить, опустите яйцо в краситель. Например в зелёный. Пусть яйцо полежит там минутку. От времени зависит интенсивность цвета - пораньше вынете - будет светло-зелёное яйцо. Попозже - более насыщенное.

Пора доставать - выложите яйцо на чистую сухую тряпочку и оботрите его. Теперь снова берём кисть в руки и наносим новый контур. У нас уже есть на зелёном фоне белый узор, а теперь мы будем сохранять зелёный контур. После того как нанесли воск, опускаем яйцо в другой цвет. Например красный.

Предложенные нами красители хороши тем, что они перекрывают предыдущий цвет. То есть в нашем случае зелёный останется только под воском, а само яйцо станет чудесного красного цвета, а не смесь красный с зелёным. И так далее - пока вы не посчитаете рисунок завершённым. Опускайте в разные цвета, наносите новые контуры. Но не очень увлекайтесь. Поначалу, лучше не использовать более 4 цветов. Иначе, вы рискуете получить яйцо серо-бур-малинового цвета!
Теперь яйцо почти готово. Осталось снять воск. Нужна наверное ещё одна чистая тряпочка. Ну или можно взять первую, если она не сильно запачкана. Поднесите яйцо близко к огню, сбоку (если сверху, может появиться копоть), так чтобы пламя облизывало яйцо и воск стал стекать. Теперь быстро вытрите нагретое место тряпочкой. Снова к огню - воск потёк - снова протереть бочок о тряпочку. И так пока яйцо не станет совершенно без воска.

Искусство писанки - искусство обрядовое, именно тем оно и прекрасно. Техника росписи куриного яйца с помощью воска и красок чрезвычайно проста. Успех во многом зависит от совершенства инструмента и правильной постановки пишущей руки. Приготовление писанок само по себе уже праздник. Во время росписи яйцо из белого постепенно превращается в черное, но стоит его поднести к огню, как воск на скорлупке начинает таять, обнажая восхитительную игру цвета и линий. Внезапное появление узора из черноты заставляет улыбнуться: чувство восторга при этом так сильно, что, желая испытать его снова и снова, человек невольно принимается за вторую, третью, четвертую писанку...
Орнаменты писанок имеют свою строгую логику. Зная законы письма, понимая содержание традиции, имея перед глазами классические образцы узоров, можно создать свою, неповторимую писанку.
Обрядовое почитание писанки связано с почитанием Лады - Богини любви, красоты, Свадебы. Это чудесное расписное яйцо изначально создавалось как оберег Рода, эмблема сватовства, магический Коляды Даръ, обеспечивающий связь времен и поколений.
Традиция писанки принадлежит Славянам, искусство обрядовой росписи куриного яйца в науке принято считать первобытным, крестьянским, занятием сугубо женским, связанным с магией плодородия...
В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные, непременно оплодотворенные, яйца молоденьких курочек, снесенные в первое весеннее новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кистки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье для извлечения красок.
Непочатую, "немую" воду полагалось брать до зари, молча, втайне, из семи, а то и девяти источников или там, где три потока сливаются в один; черпать следовало новой посудой, вдоль течения. Удачей было получить воду из мартовского снега.
Красильное зелье раскладывалось по горшочкам, заливалось водой, несколько часов настаивалось, а затем еще на два-три часа помещалось в теплую печь.
Изготовление кисток было делом самой хозяйки дома. Чащевсего кисткой служило птичье перо, соломинка, разломанная надвое, петушиная вильчатая кость. Позже это была трубочка, закрепленная с помощью пакли, ниток или тоненькой проволочки на деревянном держачке - березовом или терновом. К предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой мастерицы, не смел прикасаться.
Приготовление писанок начиналось, когда отмыкались все подземные родники и колодцы, рушился лед на реке и просыпалась пчела. Считалось, что вода земная отмыкает воду небесную... В этот день принято было печь специальный хлеб свастичной символики и расписывать писанки для пчелы.
В этот же день люди пекли к Празднику перепечи... В доме пахло свежим хлебом, настоями трав - лугами, лесами, медами, цветущим садом... Мастерица садилась у печи и, макая кистку в растопленный воск, выводила на скорлупке яйца таинственные знаки. Душа ее была полна добрых и светлых чувств, наилучших пожеланий родным и близким - всем тем, кому писанки предназначались.
Крашение расписанных воском яиц начиналось с первым ударом грома или колокола. Окунув яйцо в желтую краску, "яблоньку", приготовленную из коры дикой молодой яблони, женщина шепотом трижды произносила заговор. Яйца, окрашенные в желтый цвет, она снова расписывала воском, защищая таким образом части орнамента, которые должны быть желтыми, затем продолжала крашение, но уже в красной краске, и покрывала воском на сей раз те части узора, что должны быть красными, после чего погружала яйца в краску черного цвета, приготовленную из кваса, коры ольхи и ржавого железа. Черная краска готовилась две недели, а яйца выдерживались в ней четырнадцать часов.
После крашения, растопив воск на яйцах (можно над свечой, в духовке, в горячей воде), мастерица бережно вытирала готовые писанки новенькой полотняной салфеткой. Восковое письмо переходило на полотно, и салфетка обретала чудодейственную силу оберега.
Предназначались писанки лишь для дарения. Неряшливо расписанное яйцо божественной силы не имело. Такое подношение считалось оскорблением. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых. Для разговения и поминовения усопших, для ритуальных игр в "битка" и "катка" служили крашенки. Крашенка - яйцо вареное, писанка - непременно сырое. Разбитая писанка грозила засухой. Если писанку случалось разбить, то скорлупку следовало тотчас измельчить и закопать в землю или же бросить в воду.

Кстати, кулич, который сейчас пекут Христиане на Пасху, у нас назывался БАБА.

ПИСАНКА-КРАШЕНКА
Существует древний обычай расписывать на ПАСХЕТЪ крашенки, писанки, суть в том что куриное яйцо(символ жизни) расписывают красками по определенной технике.

ПИСАНКА-ОБЕРЕГ

Писанки с мережками
Стали обережками,
В них мечта записана,
Зло сбивает писанка.

Писанки имеют сотни символов, значений-оберегов. Они защитят от черной злобы и Зависти, от крови и разлуки, от болезней и голода...
Нет, пожалуй, ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанок.
Символика рисунка:
Ласточки- приход весны;
Спираль-знак жизни(дарили пожилым людям);
Зеленые сердечки- жар любви(девушки дарили парням);
Рушничок - для дочери, чтобы удачно вышла замуж;
Яблочко, цветы- на рождение девочки;
Петушиный гребешок-защита от несчастья...

Символика цвета
Красный- цвет огня, радости.
Желтый - посвящается солнцу.
Черный - цвет земли.
Коричневый - плодородие земли.

Детям до совершеннолетия дарили только красные или зеленые писанки. Юная душа должна с начало окрепнуть, получить силу.
Соберитесь в праздник вместе всей семьей. Подарите ближним писанки с добрыми пожеланиями.

ЯЙЦО-ПИСАНКА
Красить яичко- древний обычай, уходящий в глубочайшую даль веков древних славян. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце.
По преданиям, писанки-это звезды, рожденные ЛАДОЙ-Богородицей. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь предоставлять Богородицу на земле.
В четверг, в час предрассветный в выносила она на порог волшебное прялице и пряла нить, днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в тритейник вечером из семи родников. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветков, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь. Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском писалось обращение к Богам.
Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая Великоденская писанка сохраняла жизненную силу целую неделю: не протухала и не высыхала.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску "яблоньку" и держалось в ней в течении некоторого времени, пока читались гимны-обращения к Богам. Каждыйцвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные, мрачные колобки. Их опускали
в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился и рождалась писанка, как рождается солнышко из темноты ночи.
Писанки клали венчиком вокруг кулича - для Богов и Предков, на блюдо с зеркальной поверхностью - для людей, а крашенки на проросшем овсе -для родителей.

Первую писанку делали для Богов и Предков (в данном случае писанку можно делать из деревянного яйца).

Вторую - для родителей.

Третья писанка -закликание Весны.

Четвертая писанка - узор на богатство и достаток в Роду.

Продавать писанку было нельзя, даровать - значило честь оказывать

  • Разделы сайта