Моряк агафонов валентин отечественная война. Интервью с агафоновым в н. А был ли страх, или колебания по поводу применения ядерного оружия

Лаптев Валентин Александрович. Окончание.

«Десант доставить сухим!»

В порт Лиинахамари 14-го октября 1944-го наши войска десантировались с торпедных катеров. На борту каждого - по пятьдесят морских пехотинцев.
- Прошли «коридором смерти» внутрь бухты, - вспоминает Валентин Александрович. - Немцы вели огонь из береговых батарей. Пирс был разбит снарядами. С катера в ледяную воду спрыгнули боцман Зимовец и трое матросов, на руках держали трап. У нас был приказ: «Десант доставить сухим!»
Чудом вырвались живыми из-под огня немецких береговых батарей. Катеру хватило бы и одного попадания.

«Прощай, сестренка»

В феврале 1945-го наши катера сопровождали транспорт «Онега» на остров Шпицберген.- На транспорте было много наших девчонок, их везли на работы, - вспоминает Валентин Лаптев. - Немецкая акустическая торпеда попала транспорту под гребной винт. Корабль встал на попа и тут же пошел на дно. Мы пытались спасти утопающих, но бесполезно: в ледяной воде они тонули почти мгновенно.
Один из матросов катера увидел среди утопающих родную сестру. Эта их случайная встреча оказалась последней. Девушка никак не могла схватить брошенный ей конец троса.
- Мы, бессильные что-нибудь сделать, провожали ее взглядами метров тридцать в глубину, пока она не скрылась в пучине, - вспоминает те горькие минуты Валентин Александрович.

«Не надо мне вашего шоколада…»

Катерников в походе кормили хорошо: в день 100 граммов шоколада, 50 граммов масла, 70 граммов сыра, 400 граммов отборного мяса, 100 граммов водки. Но все эти калории ледяной ветер выдувал из тел быстро.
- Нам очень завидовал Павел Бородулин, пушкарь из плавбазы, - вспоминает Валентин Лаптев. - Мечтал тоже каждый день шоколад есть. Уговорил командование перевести его на катер. Сходил с нами в море один раз и убежал обратно: «Не надо мне вашего шоколада, я жить хочу!» Мы как раз глубинными бомбами немецкую лодку глушили. Катер трещал от каждого разрыва за кормой.

Четверть погибли в боях

В апреле 1945-го командир катера приказал Валентину Лаптеву: «Бегом в клуб бригады!»
- В зале полно народу, вдруг слышу свою фамилию, - рассказывает Валентин Александрович. - Не помню, как шел к трибуне, слышу, как командующий флотом адмирал Головко мне что-то говорит. Прибежал на катер - «Ну что?», - спрашивают, я кулак разжал - орден Красной Звезды.

А потом было еще пять лет службы на катерах в холодных северных морях. Уходил из дома мальчишкой, вернулся закаленным войной, морем и Севером мужчиной.
Из 1200 горьковчан, ставших в конце войны юнгами, четверть погибли в боях, многие потом умерли от ран или их последствий. Из уцелевших почти все связали свою жизнь с флотом, многие стали старшими офицерами, несколько человек - адмиралами.
- А сейчас нас всего пятьдесят девять, - сказал председатель Нижегородского отделения всероссийского совета юнг ВМФ Валентин Лаптев.

Леонов Виталий Викторович

Три года войны наши юнги хлебнули,
Три года мальчишки взрослели в боях,
Над многими волны морские сомкнулись,
На вечные стали они якоря...

Эти строки принадлежат Виталию Леонову - в годы Великой Отечественной войны юнге Северного флота, в мирные послевоенные дни - киноартисту, к сожалению, ныне покойному. Родились стихи в 1972 году, в день открытия на Соловецких островах памятника юнгам-северянам, павшим в морских сражениях с фашистами. - Мальчики с бантиками

Исполнитель эпизодических ролей в фильмах «Белый Бим чёрное ухо», «Сибириада», «Они сражались за Родину», «Байка», «Пока бьют часы», «Небеса обетованные», «Про бизнесмена Фому». Играл деревенских мужичков или разного рода мастеровых.
Виталий Леонов пришёл в кино из самодеятельности. Окончил студию при театре Северного флота и впоследствии стал внештатным актёром Театра-студии киноактёра, где выступал в небольших ролях и массовых сценах.
Внешность Леонова не располагала к ролям героев или передовиков производства, актёр использовался в основном в комедиях или военных фильмах. Играл пьяниц, работяг, проходимцев, разбойников, солдат - наших, и немецких...

"Мальчишку звали Капитаном" (1973)

"Совесть" (1974)

"Это мы не проходили" (1975)

"Дни хирурга Мишкина" (1976)

"Вечный зов" (1973-1983)

"Следствие ведут Знатоки. Дело N13. До третьего выстрела." (1978)

Леонтьев Алексей

«Юнги с Урала». - Юность опалённая войной. Авторы проекта: юные военкоры ПОДЦ "Восхождение"- Владимир Ильиных, Алексей Бакланов.

На Южном Урале есть малолетние беспризорники, но проблем с ними нет. Московские беспризорники. Если встретите, не пытайтесь вступить в контакт. Какая "война" их-то опалила? Риторический вопрос.

Из воспоминаний Алексея Леонтьева, Соловецкого юнги 1 набора:

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.

Визитная карточка
Контр-адмирал Валерий Николаевич Агафонов родился в Орловской области в 1956 году. В 1978 году с отличием окончил Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище имени С.М. Кирова по специальности инженер-штурман. На Северном флоте службу начал командиром электронавигационной группы штурманской боевой части атомной подводной лодки. В подплаве прошел все ключевые должности вплоть до заместителя командующего флотилией АПЛ. Ныне - начальник управления боевой подготовки Северного флота.
За плечами контр-адмирала Валерия Агафонова – четырнадцать автономных плаваний: под полярными льдами, в Индийском океане, Атлантике и Средиземном море. Он награжден орденами Мужества, «За личное мужество», «За военные заслуги», медалью «За боевые заслуги» и другими государственными наградами.

Товарищ контр-адмирал, говорят, что, как проводишь старый год, с таким настроением возьмешься за дело уже и в новом. Поэтому, зная о недавнем успехе североморцев, можно сказать, что зимний период обучения военные моряки начали с «огоньком»?
- Безусловно. По итогам минувшего года из двадцати двух призов главнокомандующего ВМФ по видам боевой подготовки десять завоевал Северный флот. Так что настроение у нас более чем приподнятое. Да и честь, оказанная флоту, требует как раз не почивать на лаврах, а, засучив рукава, с первого же дня зимнего периода обучения всерьез браться за дальнейшее совершенствование своего профессионализма.
- После завершения организационного периода «маховик» боевой подготовки на Северном флоте набирает привычные обороты и уже входит в заданный ритм. Каковы планы североморцев в новом учебном году?
- Боевая подготовка всегда начинается со сдачи первых курсовых задач экипажами кораблей. К концу зимнего периода обучения отработаем действия однородных группировок сил флота, в частности, корабельных ударных групп, корабельных поисковых ударных групп. Спланированы также дальние походы в разные районы Мирового океана для подводных лодок и надводных кораблей. Возможно, североморцам предстоит выполнить несколько визитов в иностранные порты. Правда, их график еще согласовывается в МИД России. А по завершении уже летнего периода обучения проведем сбор-поход разнородных сил флота с выполнением боевых упражнений. Надеемся, что к этому времени на ряде надводных кораблей и атомных подводных лодок закончится ремонт и они войдут в состав сил постоянной готовности.
В следующем году тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» наконец-то выйдет из судоремонтного завода и примет участие в военно-морском параде по случаю Дня ВМФ и 70-летия Северного флота. На рейд Североморска он придет своим ходом. К слову, задачи перед авианосцем на вторую половину учебного года стоят серьезные: будет работать с палубной авиацией, что называется, по полной схеме.
По-прежнему помогаем «промышленности» выводить на заданную высоту или околоземную орбиту отечественные и иностранные спутники погоды, связи. Поэтому и ныне спланированы стрельбы баллистическими ракетами с бортов подводных крейсеров стратегического назначения как по линии боевой подготовки, так и в интересах науки.
- Главком ВМФ и командующий Северным флотом объявили новый учебный год «годом повышения уровня профессиональной подготовки»…
- И поэтому главная задача для всех уровней флотской «вертикали» - не совершенствовать, как бывало ранее, методику проведения занятий по специальности, которая уже отработана десятилетиями и полностью нас устраивает. В этом году будем обращать больше внимания не на количество мероприятий, а на качество их проведения, которое зависит в первую очередь от уровня специальной подготовки личного состава, состояния техники и оружия. И промахи, которые были в прошлом учебном году, мы не должны допустить в нынешнем. К слову, грубых ошибок, связанных с авариями и поломкой военной техники, не случилось. Мелкие же недочеты в планах боевой подготовки, алгоритме проведения занятий либо учений были. И от этого, к сожалению, никуда не деться. Как известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Кстати, флотская учебно-материальная база позволяет эффективно проводить занятия по боевой подготовке. К примеру, сегодня с помощью тренажеров учебного центра СФ мы можем не только создать тактический фон для действий одного корабля или группировки кораблей, но и смоделировать ситуацию для отработки задач оперативного характера, максимально приблизив их к реальным действиям в море. А в Заозерске, где дислоцируется эскадра АПЛ, офицеры и мичманы местного учебного центра сами разработали прекрасный тренажер «Западная Лица». На нем экипажи подводных лодок отрабатывают массу учебно-боевых задач, в числе которых, в частности, отражение атаки надводных кораблей, соблюдение мер безопасности при выходе атомохода в море и так далее.
- Валерий Николаевич, какие проблемы довлели над Северным флотом в минувшем году и не возникнут ли они вновь? Например, по топливу…
- Как таковых острых проблем по топливу у североморцев не было: мы уложились в отведенные нам лимиты. Если в будущем году их нам урежут, трудности, конечно, возникнут. И прежде всего с выходами кораблей в море, полетами авиации. Однако ожидаем, что топлива будет даже больше.
Основная у нас проблема – это укомплектованность флота личным составом, проходящим службу по призыву. Мы не особо довольны как количеством призывников, так и качеством их общеобразовательной подготовки. Поэтому командование Северного флота пытается осуществить перевод комплектования экипажей ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», ТАРКР «Петр Великий», атомных подводных лодок на контрактную основу. Но это сложный вопрос, и даже не флотского, а государственного масштаба. Так как набрать необходимое количество контрактников, да еще на конкурсной основе, мы не готовы. Причина? Она объективная: денежное довольствие военнослужащих, проходящих службу по контракту на матросских и старшинских должностях, так и не достигло уровня, после которого нас осадили бы толпы желающих. Конечно, мы пропагандируем престижность флотской службы в средствах массовой информации, отправляем запросы по военкоматам. Ждем результата. Но опять-таки: без повышения денежного довольствия этой категории военнослужащих все наши ожидания окажутся тщетными.
- Последние годы слышал нарекания в адрес профессиональной подготовки лейтенантов, выпускников высших военно-морских училищ. Однако мало того: придя на флот, молодые офицеры просто писали рапорта на увольнение в запас…
- В этом году по сравнению с прошлыми временами количество нежелающих служить уменьшилось в несколько раз. Почему? Лейтенант, придя на флот, видит, что его денежное довольствие после июльского повышения - достаточное по своему уровню, и у него не возникает уже мысли искать новую работу. А младший офицер сейчас получает порядка десяти тысяч, причем гарантированно, практически без перебоев и задержек. А то, что у гражданских в неделю по два дня выходных, так и мы своих людей стараемся не обижать: есть задачи – работаем, нет – устанавливаем нормальный рабочий день.
Однако сказать, что лейтенанты приходят с подготовкой, которая нас удовлетворяла бы полностью, пока нельзя. И не потому, что молодые офицеры так уж плохи сами по себе. Сложно научить курсанта работать на современной технике по плакату. Поэтому многое здесь упирается в финансирование обновления материальной базы училищ. Хотя некоторые лейтенанты приходят с багажом знаний, позволяющим им в короткие сроки освоить уже реальную корабельную технику и сдать зачеты на допуск к самостоятельному командованию подразделением.
- В минувшем году на Северном флоте две флотилии атомных подводных лодок стали эскадрами. Опять сокращаемся?
- Нет. Просто объединения по своему составу не соответствовали уже флотилиям. Новых кораблей нет, а лодки по-прежнему выводятся в резерв. Из-за изменения количества сил постоянной готовности произошла своеобразная реструктуризация.
- Резерв – это на случай военных действий, когда будем не новую лодку строить, а восстанавливать техническую готовность старой?
- Да. На строительство нового атомохода затрачивается до полугода, а из резерва те же заводы вводят в состав сил постоянной готовности десять АПЛ. Не секрет, что лодки выводятся в резерв по состоянию материальной части. Не можем же мы посылать в море людей на кораблях, на которых из-за финансовых проблем в государстве не проведены либо просрочены средние ремонты и так далее. Никто нам просто не даст такого права. Есть резервы разных категорий: у одной категории - экипаж чуть сокращен, у другой категории – сокращен больше. Но никто из подводников не списан, за бортом флотской службы не остался. У нас не хватает специалистов, мы их стараемся всеми силами сберечь.
К слову, сегодня укомплектованность сил постоянной готовности офицерским составом – 100 процентов. И это как раз за счет того, что лодка, к примеру, уходит в резерв, а офицеров с нее переводим на другие корабли.
- В этом учебном году североморцев ожидает еще какая-нибудь глобальная «реструктуризация»?
- В целом, кроме разве что мелких штрихов, большой «перестройки» не предвидится. Разве что возникнет вопрос о сокращении буквально нескольких десятков человек. Поэтому можно утверждать, что мы подошли к той структуре флота, которую от нас хотят видеть в плане всеобщего реформирования Вооруженных Сил. Но это в текущем году. А что будет дальше? Сказать сложно. Чтобы сохранить Северный флот в нынешней «форме», нужно, чтобы отток и приток кораблей в его состав были одинаковыми.
- Не первый год ходят разговоры о передаче флоту морских частей Арктического регионального управления ФПС…
- Этот вопрос рассматривается уже года три-четыре. Однако деятельность морских пограничников ближе к специфике в целом пограничной службы. Я считаю, что в случае необходимости они все будут у нас и будут выполнять задачи в интересах флота. Потому что какая там уж охрана границы, если встанет вопрос о судьбе самого государства. Но при деятельности флота в мирное время их задачи с нашими не совпадают. Это нонсенс, если североморцы начнут еще отлавливать браконьеров. Иное дело, когда речь идет о совместных действиях.
Отработка взаимодействия – это серьезный вопрос, на который с каждым годом все больше обращаем внимание. В наступившем учебном году, как и в 2002-м, мы вновь привлечем для участия в сбор-походе и пограничников, и суда Мурманского морского пароходства, которые на случай боевых действий из «гражданских» должны превратиться, к примеру, в тральщики с военными командами. А сейчас брать Северному флоту на себя неспецифические функции, я считаю, не нужно.

Статья опубликованоа в историко-краеведческом выпуске «Богословский родник» № 9 к газете «Карпинский рабочий». Карпинск, 25 октября 2016. С.4-6. ВАСИЛИЙ АГАФОНОВ – УЧАСТНИК РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ В 2014 г. в России, и не только, отмечали 100 лет с начала Первой мировой войны. Тогда газета «Карпинский рабочий» собирала информацию об участниках этой войны. В том же году исполнилось 110 лет с начала еще одной войны – русско-японской. А были ли среди участников этой далекой войны богословцы? Работая с , в метрической книге за 1906 г. я наткнулся на такую запись: «25 октября уволенный в запас флота 3-го флотского экипажа команды минного транспорта «Амур» машинист из сельских обывателей Богословской волости Василий Стефанов Агафонов, православный, первым браком, 28 лет, сочетался браком сельского обывателя Иоанна Григориева Раева дочь Евгения, православная, первым браком, 19 лет. Поручители по жениху были сельские обыватели: Михаил Васильев Караваев и Василий Иоаннов Агафонов; по невесте сельские обыватели Иоанн Иоаннов Раев и Феодор Петров Будаков». Меня заинтересовал минный транспорт «Амур». Начались поиски. И вот что удалось выяснить. Кораблестроительной программой 1895 г. в России предусматривалась постройка двух минных транспортов водоизмещением не менее 2000 т (по 450-500 мин). Предназначались они не только для оборонительных, но и для активных минных постановок у берегов противника. По своей сути проектируемые корабли являлись минными заградителями, но в связи с отсутствием такого класса в русском флоте их официально назвали «минными транспортами». 15 марта 1898 г. Балтийский завод получил наряд на постройку первого, а 17 апреля – второго корабля, которые получили названия «Амур» и «Енисей». В течении зимы-весны 1900 г. на обоих кораблях интенсивно велись достроечные работы, чтобы с началом навигации приступить к ходовым испытаниям. 5 января в мастерской Балтийского завода испытывались паровые машины «Амура», а 10 февраля – «Енисея», после чего их разобрали, погрузили на корабли и начали монтаж. «Енисей» начал кампанию 24 октября 1900 г., а 31 октября главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С.О.Макаров доложил, что испытания постановки мин с «Енисея» закончено и признано удовлетворительным, 11 ноября транспорт окончил кампанию. Кстати, по предложению изобретателя радио А.С.Попова каюту боцмана под полубаком переоборудовали в радиорубку. 1 августа 1901 г. состоялся высочайший смотр «Енисея» после чего оба транспорта стали спешно готовиться к переходу в Порт-Артур. 15 августа «Амур» и «Енисей» вышли из Кронштадта на Дальний Восток (командиры капитаны 2 ранга В.Л.Барщ и К.А.Грамматчиков). 6 марта 1902 г. в Порт-Артур прибыл «Амур», а 22-го и «Енисей». 30 июля начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал Н.И.Скрыдлов в рапорте изложил свое мнение о прибывших кораблях: «Оба транспорта немедленно по присоединении к эскадре начали службу и ни машины, ни котлы не требовали никаких исправлений, что следует поставить в заслугу, как строившему их Балтийскому заводу, так и личному составу, совершившему на них переход из России». 6 июля оба транспорта окончили кампанию по постановке мин и вступили в вооруженный резерв. 12 июня 1903 г. штабом эскадры был разработан план, по которому Талиенванский залив перекрывался минным заграждением. Несмотря на признаки приближавшейся войны с Японией, транспорты в целях экономии средств длительное время находились в резерве. Лишь 18 января 1904 г. они начали кампанию и уже через три дня участвовали в выходе Порт-Артурской эскадры в море. В ночь на 27 января 1904 г. без объявления войны японские миноносцы атаковали стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура русскую эскадру. Во время атаки «Енисей» находился в гавани, «Амур» же, как дежурный корабль вместе с эскадрой – на внешнем рейде Порт-Артура. Вражеские торпеды его миновали, и утром он вошел в Восточный бассейн. 29 января «Енисей» подорвался на собственной мине и затонул. 30 января транспорт «Амур» был отчислен от эскадры в число судов прибрежной обороны, а 3 февраля он успешно поставил 121 мину в бухтах Керр и Дип, а 5-го февраля 99 мин в Талиенванском заливе. По настоянию коменданта крепости было решено заминировать минами бухту Десяти Кораблей, чтобы воспрепятствовать высадке вражеского десанта в тылу Кинджоусской позиции. С этой целью 10 февраля контр-адмирал М.Ф.Лощинский вышел туда на минном транспорте «Амур», где было поставлено 20 мин. 28 февраля «Амур» в сопровождении миноносцев вышел в море для постановки мин на месте, с которого японские корабли обстреливали город и крепость. В районе в 2-3 милях от Ляотешана успешно были поставлены 20 мин. На этом закончились русские минные постановки мин начального периода войны. В Талиенванском заливе и ближайших бухтах было поставлено 717 мин. 22 апреля 2-я японская армия начала высадку у Бидзыво. Превосходство японцев на море стало подавляющим. Для того, чтобы сократить сухопутные коммуникации, японцы намереваются перевести высадку ближе к объекту атаки в бухту Керр. Но там стояли мины, выставленные минным транспортом «Амур». 29 апреля миноносец № 48 при тралении коснулся мины и затонул через 7 минут после взрыва. При этом погибли шесть и ранило 10 человек. 1 мая паровой катер «Мияко» коснулся пропущенной русской мины и после взрыва затонул через 23 минуты. При взрыве погибло 2 матроса. После гибели миноносца № 48 и «Мияко» тральные работы в бухте Керр были прекращены, от идеи высадки здесь японцы отказались. Начиная с 26 апреля «Амур» был готов к выходу на постановку. Однако ночью выходить было опасно из-за японских миноносцев, а днем вблизи Порт-Артура находились крупные корабли противника. Кроме того, ночная постановка не гарантировала точности. Шанс скрытно поставить мины на пути движения японских блокирующих сил был только при наличии туманной погоды в течение не менее 3 часов. Для прикрытия высадки войск, главные силы японского флота начали тесную блокаду Порт-Артура. Было обращено внимание на то, что японские блокирующие силы ежедневно следуют по одному и тому же маршруту. Решено было воспользоваться этим. 1 мая «Амур» вышел на постановку мин. Минеры транспорта сработали безукоризненно. Все 50 мин встали удачно в линию. На следующий день, 2 мая блокаду у Порт-Артура поддерживал отряд под командованием адмирала Насиба в составе броненосцев «Хатсусе», «Сикисима», «Яшима», крейсера «Касаги» и авизо «Тацута». Поблизости находились крейсера «Акаси», «Сума», «Чиода», «Акицусима», «Такасаго», канонерские лодки «Удзи», «Осима», «Акаги» и миноносцы. Некоторые из них благополучно прошли по месту, где накануне «Амур» поставил мины. В 10 ч. 50 м. броненосец «Хатсусе» подорвался на мине. Взрыв произошел в корме, и в результате сразу же затопило румпельное отделение. Адмирал Насиба приказал кораблям своего отряда изменить курс, но через несколько минут подорвался на мине броненосец «Яшима». Броненосец получил пробоину с правого борта; не прошло и несколько мгновений, как последовал второй взрыв. Адмирал немедленно послал на помощь к «Яшима» крейсер «Такасаго», а к «Хатсусе» «Касаги». «Касаги» следовал к «Хатсусе», чтобы взять его на буксир, но в 12 ч. 33 м. этот броненосец подорвался на другой мине. В течение одной-двух минут броненосец «Хатсусе» затонул. При этом погибли 36 офицеров и кондукторов, 445 нижних чинов и 12 вольнонаемных служащих. На броненосце «Яшима» команда боролась за живучесть корабля, но остановить распространение воды по внутренним помещениям не удавалось. Стало ясно, что корабль обречен. Сначала портрет императора торжественно перевезли на крейсер «Сума», а затем команда построена на шканцах. Под звуки национального гимна и троекратное «банзай» спустили флаг, после этого экипаж организованно оставил броненосец, который спустя некоторое время затонул. Гибель одного японского броненосца и подрыв второго были настолько неожиданными для русского командования, что развить и закрепить его атакой остальных кораблей оно не сумело. За весь период металлического кораблестроения, ни до, ни после русско-японской войны русским не удалось в открытом море потопить ни одного линейного корабля противника. Гибель двух из шести (одной трети) броненосцев японского флота была замечательным успехом. Казалось, что еще не все потеряно, и ход войны на море, а значит и на суше может быть переломлен. Личный состав эскадры в Порт-Артуре воспрянул духом. Тем более, что в начале мая японцы понесли и другие потери – и тоже от мин. 4 мая японский миноносец «Акацуки» находился в 8 милях от Ляотешаня, где коснулся мины и после взрыва затонул. Погибли командир С.Наодзиро, 6 офицеров и кондукторов, 16 матросов. Вероятно, «Акацуки» погиб на минах, поставленных минным транспортом «Амур». 10 мая «Амур» занимался тралением (подрывом мин) на рейде. Ночью 14 мая русские войска оставили город Дальний и отступили к Порт-Артуру. В этот день командование эскадры решило для предотвращения обстрела с моря флангов обороны крепости произвести минную постановку в бухте Тахэ. В море вышел «Амур» и постановка 49 мин прошла успешно. 17 мая 1904 г. контр-адмирал Витгефт приказал снять все 75-мм пушки с «Амура» и передать их на заканчивающий ремонт эскадренный броненосец «Цесаревич». 22 мая «Амур» вышел в море на очередную постановку 50 мин у Голубиной бухты. В.К.Витгефт считал эту постановку последней для «Амура», так как кончался запас мин на транспорте. Большие минные заграждения ставить было уже нечем, а из-за малых постановок рисковать столь ценным кораблем не стоило. Но, наткнувшись на мины, пришлось вернуться в гавань. 2 июня командующий эскадрой приказал командиру «Амура» самому протралить фарватер для обеспечения выхода на постановку мин. В Голубиной бухте минный заградитель получил подводную пробоину от удара о камень. В результате было затоплено пять отделений междудонного пространства и три угольные ямы. Ремонтировать минный транспорт не стали в связи с недостатком мин в Порт-Артуре, и в дальнейшем он использовался как база траления. Личный состав занимался изготовлением и ремонтом тралов, участвовал в тралении, строительстве укреплений и боях на сухопутном фронте. 26 ноября 1904 г. «Амур» был потоплен в доке артиллерийским огнем. 20 декабря корабль был взорван экипажем перед падением крепости. 22 июня японская канонерская лодка (корабль береговой обороны) «Каймон» обеспечивала противоминные действия в бухте Тунгкау, где подорвалась на мине и затонула. Погибло 22 человека. Причиной гибели этого корабля была мина, поставленная «Енисеем» или «Амуром». Выставленные транспортами минные заграждения задержали начало эксплуатации японцами порта Дальний, не позволили им высаживать десанты в тыл русских войск, ограничили обстрелы с моря фортов, города и порта, сделали невозможной тесную блокаду Квантунского полуострова. Минная угроза сузила оперативный простор японского флота, привела к серьезным потерям, вынудила противника тратить время и силы на противоминные действия. Из 1066 мин, выставленных русскими кораблями у Порт-Артура, 837 (78,5%) пришлось на долю «Амура» и «Енисея».

Контр-адмирал Витгефт обратился к Главнокомандующему с просьбой наградить командира «Амура» золотой саблей «За храбрость», наградить семерых офицеров и выделить для нижних чинов 20 знаков отличия военного ордена. Наместник не только утвердил все представления командующего эскадрой, но некоторым офицерам назначил награды более высокие, чем испрашивались. Зато нижним чинам вместо 20-ти выделили всего 12 Георгиевских крестов. Все участники войны с японцами на Востоке были награждены медалями «В память русско-японской войны». Медаль имела три вида. Серебряной награждали участников защиты Порт-Артура, светло-бронзовой – всех непосредственных участников войны, а темно-бронзовой – не принимавших участие в боях, но находившихся на службе на Дальнем Востоке. Вероятно, и Василий Степанович Агафонов был награжден серебряной медалью, как участник защиты Порт-Артура. К сожалении, о жизни его пока ничего не известно. Но, возможно, в Карпинске до сих пор живут потомки Василия Степановича и Евгении Ивановны Агафоновых. Может быть, у них сохранились семейные фотографии с изображением Василия Степановича, информация о нем, а даже и медаль, как семейная реликвия. Конечно, все слышали о легендарном крейсере «Варяг», но, оказывается, не менее легендарным был и минный заградитель «Амур», на котором служил наш земляк Василий Степанович Агафонов – участник вышеописанных событий. Михаил Бессонов, историк-архивист